К кому убежало молоко?



Дефицит, сложившийся на рынке сырого молока Новосибирской области, обострил конкуренцию между локальными и федеральными компаниями. Местные переработчики сетуют на то, что крупные холдинги перекупают сырье, диктуя цены. Те в свою очередь указывают на использование местными производителями административного ресурса. От роста цен выигрывают сельхозпроизводители, которые пытаются «выжать максимум бонусов» из ситуации. В деловом треугольнике разбирался «КС».

По мнению ритейлеров, в последние годы в Новосибирской области ситуация по молочной продукции «перевернулась с ног на голову»: локальные бренды заметно потеснили с прилавков федералов. «Благодаря сильным местным производителям, таким как «Тогучинское молоко» (бренд «Зеленый луг». — «КС»), «Лебедевское», «Ирмень», локальные компании заняли практически 50% из всего товарооборота доли молочной категории», — говорит коммерческий директор торгового холдинга «Сибирский Гигант» Ольга Занина. Участники рынка считают такие данные «немного завышенными», но соглашаются с тем, что местные производители стали занимать достойное место на рынке.

Разошлись в цене

Напомним, что в конце августа текущего года «КС» уже поднимал на своих страницах вопрос о ситуации на молочном рынке региона и представленности локальных и федеральных брендов в сетях. По данным регионального Минсельхоза, на сегодня ключевым игроком с точки зрения объемов закупки сырого молока в Новосибирской области можно считать «Сибирское молоко» — филиал АО «Вимм-Билль-Данн» PepsiCo (бренды «Веселый молочник», «Домик в деревне», «Чудо» и др.).Согласно информации ведомства, с 3 по 16 ноября компанией было закуплено 632,4 тонны сырого молока по 24,82 рубля за литр без НДС. В Топ-5 за этот период также вошли ООО «Тогучинское молоко» — 381,2 тонны по цене 23,2 рубля за литр, ЗАО «Маслозавод Сузунский» (бренд «Столица молока») — 302,7 тонны по цене 22,61 рубля, ОАО «Татарский маслокомбинат» (холдинг «Алтайская молочная компания») — 214,4 тонны по 22,93 рубля и АО «Консервщик» (бренд ZORKA) — 193 тонны по 20,62 рубля. Согласно информации министерства сельского хозяйства Новосибирской области, средняя закупочная цена сырого молока по молочным предприятиям Новосибирской области с 3 по 16 ноября составляла 22,35 рубля за литр без учета НДС, по молочным предприятиям Новосибирска — 24,82 рубля.

По данным эксперта молочного рынка, генерального директора "Petrova Five Consulting" Марины Петровой, в Сибири цена на молочное сырье за ноябрь выросла на 3,6% в сравнении с октябрем и на 12,9% по отношению к ноябрю прошлого года, что превышает общероссийскую динамику. Сельхозпроизводители настроены оптимистично: рынок сырого молока имеет восходящий тренд, и стоимость их продукции, как ожидается, продолжит расти до конца года.

Еще в октябре, согласно данным Росстата, тонна сырого молока в целом по стране стоила 22 252,62 рубля (за аналогичный период прошлого года — 20 291,09). В Новосибирской области в прошлом месяце в среднем за тонну молока предлагали 22 017,25 рубля, в сентябре — 20 332,17 рубля. В Кемеровской области и Алтайском крае цены выше: 22 885,93 и 23 440,87 рубля соответственно в октябре и 21 641,01 и 21 715,05 рубля — в сентябре.

Комментируя цифры, директор по макрорегиону «Сибирь» компании «ЭкоНива» Сергей Ляхов отмечает, что 24 рубля без НДС за базовый литр молока — «минимальный порог, дающий хоть что-то заработать». «По моей личной информации, в России сейчас за литр сырого молока цена доходит до 35 рублей с НДС, — рассказывает Ляхов. — Некоторые хозяйства, которые работают на особых породах животных, получают до 40 рублей за литр. Себестоимость молока у крупных производителей сегодня складывается на уровне 20 рублей за литр», — замечает собеседник «КС». Компания Сергея Ляхова реализует порядка 110 тонн молока в сутки, поставляя его в Кемеровскую область на завод «Danone-Юнимилк». Контрактные цены он не раскрывает.

Большие и маленькие

Начальник отдела продаж ООО «Тогучинское молоко» Ксения Корчуганова полагает, что успех локальных игроков в борьбе за полку связан прежде всего с более привлекательной для покупателя ценой. «Федеральные компании, такие как «Danone-Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн» PepsiCo, значительно увеличили стоимость продукта, — говорит Корчуганова. — За год цена поднималась уже четыре раза, в среднем повышение составило 10–12%. Соответственно, их товар на полке становится достаточно дорогим, спрос перераспределяется на более дешевое молоко», — резюмирует она. По данным собеседника «КС», бренд «Зеленый луг» сегодня представлен в «90% торговых сетей Новосибирска», исключением является «Мария-Ра», с «Пятерочкой» ведутся переговоры. Кроме того, продукция компании распространяется через фирменные киоски, количество которых к середине 2017 года планируется увеличить с 64 до 100. К декабрю-январю в компании возрастет и объем переработки — до 100 тонн.

Коммерческий директор ОАО «Консервщик» Иван Халин также говорит об успешном сотрудничестве своей компании с крупными сетями. «С января мы начали работать с «Лентой», с сентября — с «АШАНом», — делится собеседник «КС». — В декабре планируем начать производство собственной торговой марки для ГК «Холидей» по творогу «Здоровкино». У «Холидея» есть магазины формата дискаунтер, ранее мы с ними не работали, а это порядка 200 магазинов по всем регионам, включая Кузбасс, Алтай, Омскую область. Объем выпуска продукции — порядка 50–60 тонн в месяц. Для творога это очень хорошо», — добавляет Халин. Всего же, по информации собеседника «КС», объем переработки «Консервщика» составляет 220–230 тонн. «Можем больше, но все упирается в сырье», — поясняет он.

Федеральные компании официально не комментируют причины успеха более мелких переработчиков, считая, что многие из них играют не по правилам. «В Новосибирской области действительно сильны позиции местных игроков, в том числе благодаря тому, что они активно используют административный ресурс, — уверен представитель одной из федеральных компаний, работающих в Сибири, на условиях анонимности. — И здесь уже возникает вопрос порядочности на рынке. Мы закупаем только качественное молоко, которое соответствует требованиям и стандартам, принципиально не берем антибиотики, ингибирующие вещества. Локальные же игроки зачастую этим пользуются», — обвиняет локальных конкурентов собеседник «КС». По его словам, сырье, которое на заводах представляемой им компании не приняли, может принять другой завод и изготовить из него продукцию «гораздо дешевле, потому что сырье стоило дешево». «При таком подходе он становится более конкурентоспособным, хотя в нормальных условиях проиграл бы, — объясняет свою точку зрения участник рынка. — Власти считают, раз он районный производитель, то его надо поддерживать. Да, это сохранение рабочих мест, но качество у него низкое. В итоге страдает потребитель». Локальные компании, опрошенные «КС», с такой оценкой их работы категорически не согласны. «Мы только пастеризуем молоко, не добавляя ни сухое молоко, ни консерванты, — говоритначальник отдела продаж ООО «Тогучинское молоко» Ксения Корчуганова. — Закупаем высококачественное сырье. В планах компании на следующий год развивать линейку здорового питания, где будут присутствовать полезные для пищеварения продукты. Разговоры о низком качестве продуктов местных добросовестных переработчиков абсурдны».

Гонка за молоком

В разговоре с «КС» участники рынка заявляли, что сегодня мощностей по переработке «гораздо больше, чем сырья», в результате чего компании испытывают дефицит молока. При этом во многом структуру рынка по переработке определяют «сырники» и производители масла, в настоящее время эти продукты востребованы.

«Самое важное для нас сейчас — удержать объемы производства, потому что есть небольшая проблема с сырьем, — делится планами коммерческий директор ОАО «Консервщик» Иван Халин. —Молока не хватает, а заявки растут». По мнению Халина, дефицит в этом году вызван не только традиционной причиной падения удоев в осенне-зимний период, но и изменением рецептуры продуктов. «Раньше многие производители изготавливали сливочное масло с использованием заменителя молочного жира, а сейчас, когда за всех производителей взялись, делают только натуральное. Молока-то больше не стало, — объясняет Халин. — Идет такая война за колхозников, «перетяжка» молока, с которой мы немного столкнулись. Перекупают сырье и «давят» локальных производителей», — сказал он. Подобную оценку ситуации дают и в других компаниях. «Да, «перетягивание» молока есть, — соглашается с коллегой начальник отдела продаж ООО «Тогучинское молоко» Ксения Корчуганова. — Конкуренты скупают молоко, скорее всего, переводят его в масло, Могу сказать точно: завышение цен на рынке крупными переработчиками есть», — подтверждает она.

Факт «перетягивания» молока не отрицают и в федеральных компаниях, однако называют это привычной сезонной ситуацией. «Цена всегда рыночная — летом профицит, есть возможность купить дешевле, зимой — дефицит, начинается гонка за молоком, кто-то у кого-то начинает «передергивать», — говорит один из федеральных игроков. — Потребность в молоке в последние годы действительно выросла. Сказать, что мы сегодня диктуем цены, нельзя. Сейчас многие хозяйства перешли в сектор собственной переработки, поэтому мы никак не можем перекупить у них молоко, мы можем только купить у них излишки», — добавляет участник рынка. В компании PepsiCo ситуацию не комментируют. Отметим, что доля PepsiCo в закупках сырого молока в Сибири, по оценкам представителей компании, составляет 16–20%.

Бонусы для сельхозпроизводителей Преимущество крупных переработчиков при закупке сырья признают и эксперты.

«Несмотря на то что крупные компании предъявляют достаточно высокие требования к качеству молока, они готовы за это платить, — говорит Марина Петрова. — Небольшим заводам сложно с ними конкурировать и по цене, и по объемам закупок, и, в итоге, по себестоимости производимой продукции. В ситуации сокращения объемов производства молока усиление конкуренции за сырье является очевидным, и производители молока часто предпочитают работать с крупными переработчиками, обеспечивающими им стабильную оплату», — делает вывод эксперт.

Позиция производителей молока категорична: молоко есть в достаточном количестве, но только для тех, кто готов платить за него адекватные деньги. «Два крупнейших переработчика в Сибири — «Danone-Юнимилк» и PepsiCo, на мой взгляд, не завышают цены, а действуют абсолютно в рынке, — говорит Сергей Ляхов. — Мелкие же перереработчики привыкли играть на демпинге и обкрадывать крестьян».

Господин Ляхов также отмечает, что все крупные игроки сейчас переходят в основном на годовые контракты, чтобы нивелировать «ценовые качели». «У нас цена с Danone выставлена таким образом, что колебания не превышают 10%», — замечает он.

Куда молоко выведет?

Отметим, что не все местные игроки увеличивают объемы производства. Так, в ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» рассказали «КС», что год назад объемы переработки в компании составляли порядка 25 тонн молока в сутки, а в настоящее время снизились до 10–15 тонн в сутки, что негативно сказалось на себестоимости продукции. Текущий дефицит молока на рынке изменил и стратегию развития некоторых компаний. «Сегодня выгоднее развивать производство молока, нежели увеличивать объемы переработки, — говорит один из участников рынка. — Сырьевая база поднялась настолько высоко, что можно работать и зарабатывать неплохие деньги в этом сегменте. Структура производства молока имеет большой потенциал для роста», — заключил собеседник «КС». Согласно этой стратегии строит планы «ЭкоНива». «В 2016–2017 годах самый перспективный проект для нас — развитие сырьевой базы, переработка отодвинута на более длительные горизонты — 2018–2019 год, — сообщил «КС» Сергей Ляхов. —

Возможно, тогда стабильность в рынке будет присутствовать. Соответственно, тогда уже можно будет вкладываться в переработку, в маркетинг, в продвижение своего продукта», — добавил он. По оценке господина Ляхова, рост цен на молочное сырье продолжится до середины января, затем ситуация стабилизируется, а весной, когда удои возрастут, цены пойдут на снижение.

Полная версия материала

Возврат к списку