Фермерский кооператив может быть эффективен

Об этом заявила генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова, выступая 20 декабря на заседании Московской торгово-промышленной палаты, посвященном кооперации как способу поставок фермерской продукции в Москву. Она рассказала о росте спроса на фермерские продукты и успехах различных форм кооперации, а также подчеркнула, что сложившийся баланс спроса и предложения вывел продукцию фермерских хозяйств и, в первую очередь, сыры, в премиальный сегмент, практически на 100% ориентированный на Москву и города-миллионники.

В этом, по ее словам, скрыты и возможности, и угрозы. Премиальный статус позволяет устанавливать высокие цены, но и предъявляет высокие требования не только к качеству самого продукта, но и к его бренду, упаковке и даже процессу покупки. При этом все перечисленные аспекты сегодня являются проблемами для большинства фермерских хозяйств.

Марина Петрова также подчеркнула, что европейский опыт фермерской кооперации свидетельствует о том, что целью №1 должно стать обеспечение стабильного качества продукции и ее безопасности, достигаемое за счет стандартизации процессов производства молока, а также организации централизованной внутрикооперативной переработки. При этом территориальное рассредоточение фермерских хозяйств и их ориентация на максимальную самостоятельность в работе пока не позволяют добиться успеха.

«Кооперация может быть эффективна, но для этого требуется сильная мотивация, которая заставит фермеров не только принять общие правила, но и вместе вкладывать средства в дистрибуцию и продвижение своих продуктов. Пока такой мотивации у фермеров нет. Если дела идут хорошо – нет и смысла что-то делать дополнительно, а если дела идут плохо – фермер не успевает задуматься о кооперации, а просто банкротится», - добавила она.


Марина Петрова, также отметила, что на российском рынке есть примеры кооперативов, эффективно продвигающих фермерские продукты, однако, несмотря на названия, они являются не кооперативами, а скорее микро-дистрибуторами, которые берут на себя задачи брендирования, логистики и реализации продукции. При этом инвестируют и управляют такими кооперативами-дистрибуторами не фермеры, что является еще одним фактором их успеха.

Возврат к списку