В нем среди прочих моментов, которые касаются регулирования торговой деятельности, основных правил торговли, есть очень важные нюансы, которые определяют взаимоотношения между поставщиками, производителями продукции и теми, кто продает, магазинами и, главным образом, торговыми сетями. Эти нюанс прописаны в статье 9 закона. Некоторые специалисты, говоря о необходимости изменения закона, утверждают, что он составлен таким образом, что отражает интересы торговых сетей, ритейла. В частности, законом установлено, что торговые предприятия, магазины, сети могут устанавливать для производителей и поставщиков дополнительные сборы (которые надо платить сетям) за то, что они, магазины, закупают продукцию для последующей продажи у этого поставщика.
Поправки в закон 381 ФЗ касаются, прежде всего, размера этого и аналогичных видов дополнительных расходов, которые несет производитель и поставщик, чтобы быть представленным на прилавках торговых предприятий и дойти в конченом итоге до потребителя, покупателя. Изменения в закон, которые уже прошли первое чтение в ГД РФ, касаются нескольких ключевых моментов закона, которые определяют взаимоотношения между поставщиками, производителями и торговыми предприятиями, сетями.
В законе сказано, что договором поставки это вознаграждение, которое поставщик (производитель) платит торговой сети за то, что та закупает товар в определенном объеме именно у него, может быть предусмотрено. То есть, по закону эта плата не обязательна. В действительности, конечно, плата есть практически всегда: размер ее может отличаться от того, что это за торговая сеть, насколько она крупная и как широко представлена. Размер платы также может зависеть и зависит от популярности товара: если он пользуется спросом, особенно повышенным, то «плата за вход» (еще ее называют «платой за объем выборки», то есть, плата за определенный объем закупок) может быть ниже.
И наоборот, если речь идет о не особо популярном товаре, то вознаграждение магазину за то, что он закажет у вас поставку и даст вам место на прилавке, может быть максимальной. Сегодня в законе указано, что эта плата не может быть больше, чем 10% от общей суммы договора поставки.
Первоначальная поправка, подготовленная депутатами, которая прошла первое чтение, снизила максимальный размер вознаграждения до 3% от суммы договора. Какие форматы магазинов востребованы в кризис? После того, как закон (любой) проходит первое чтение в Госдуме, его отправляют на согласование, в том числе, это касается поправок, в разные ведомства, которые являются специалистами в рассматриваемом вопросе. Поправки в закон о торговле в 2016 году после принятия в первом чтении были рассмотрены в Правительстве РФ, которое предложило свой вариант: ограничить максимальный размер «платы за вход» 5-ю процентами.
Поправки в действующий закон ограничивают и эти дополнительные затраты на рекламу и промо. Причем, согласно поправкам, затраты производителя в виде «плат за вход» и в виде услуг по рекламе и промо не будут разделены, как сейчас: общая сумма и за то, и за второе не должны превысить от 3% (предложение депутатов) до 5% (предложение Правительства) от суммы договора поставки. В законе сейчас в 2016 году не указано, от какой суммы договора поставки рассчитывается «плата за вход» и плата за рекламу и промо: так написано просто, что от суммы. Поправки это дело конкретизируют: расчет должен вестись от суммы без НДС. Соответственно, те поставщики и производители, которые облагаются НДС в денежном выражении будут платить меньше.
Сейчас в 2016 году магазин имеет возможность оплатить производителю поставку не сразу, а с большой рассрочкой платежа, которая зависит от сроков годности продукции: При сроке годности до 10 дней рассрочка равна 10 календарных дней. От 10 до 30 дней рассрочка – 30 календарных дней. Больше 30 дней рассрочка равна 45 календарных дней. Во всех трех случаях рассрочка считается со дня приемки товара. Суть рассрочки – это бесплатный кредит, который поставщик, производитель предоставляет торговой сети. Причем, срок этого кредита по действующему закону в 2016 году довольно значительный. Если поправки будут принят и вступят в силу, сроки изменяться: 5-8 календарных дней. 20-25 календарных дней. 35-40 календарных дней. 1, 2 и 3 – это сроки хранения, соответственно, до 10 дней, от 10 до 30 и свыше 30 дней. Может показаться, что поправки в этой части незначительны, всего на несколько дней. Но в действительности, в масштабах всего рынка ритейла, да и для отдельных торговых сетей, для отдельных производителей, даже снижение срока бесплатного кредитования выльется в значительные суммы денег, которые одна сторона сэкономит, а другая, соответственно, не получит.
Более мелкие торговые сети, представители розничной торговли, особенно в регионах, считают, что крупные игроки ритейла, например, федеральные сети, используют такие акции для того, чтоб ликвидировать конкурентов при входе на новый рынок. Якобы входя на новый рынок того или иного региона, сеть снижает цены на ходовые товары до уровня ниже себестоимости (ниже цены закупки). Конкурент – региональные торговые предприятия, более мелкие игроки – имеют от этого проблемы и потери, а крупные сети свои потери компенсируют за счет объемов продаж и за счет продаж в других нишах.
Представители регионального ритейла, розничной торговли жалуются: мол, это методы нечестной конкуренции. Представители же Правительства говорят, что регулировать именно этот аспект нет необходимости: собственнику товара никто не может запретить делать с ним все, что угодно, в частности, продавать ниже себестоимости. Если же действительно на рынке есть какие-то трудности, то они должны решаться рыночными методами, в том числе, путем саморегулирования. Если речь идет о реальных нарушениях действующего законодательства, то привлекать к решению проблем необходимо Федеральную антимонопольную службу и ее управления в регионах. Представители малого бизнеса надеются, что поправки в закон о розничной торговле, о которых говорилось выше, снижающие их дополнительные расходы, положительно скажутся в целом на состоянии дел в малом бизнесе.
Потому что многие специалисты и эксперты в области ритейла склонны считать, что действующая редакция закона во многом препятствует тому, что продукция малого бизнеса, микро бизнеса оказалась на прилавках крупных сетей. Даже несмотря на то, что эта продукция вполне конкурентная по сравнению с продукцией крупных производителей. Поэтому многие представители малого и микро бизнеса ждут указанных изменений в закон.
Марина Петрова, генеральный директор Petrova Five Consulting, эксперт молочного рынка:Полная версия публикации
– Я считаю, что если поправки будут приняты в том виде, в котором они обсуждаются сегодня – это может привести к тому, что сети будут требовать от поставщиков скидок или компенсации потерянных вследствие введения новой версии закона «О торговле» доходов. Одобренное Государственной Думой снижение максимального размера бонусов с 10 до 3% приведет лишь излишнему давлению на сети, массовому пересмотру отношений между сетями и поставщиками, и, в конечном счете, появлению этих сборов под другими названиями. Для нормального функционирования ритейлу нужна минимальная маржинальность, и если ему законодательно запретят брать бонусы, сети найдут другие варианты ее получения.
Еще одним бонусом для ритейлеров в этом законе является возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, что компенсирует им сократившиеся нормы прибыли и дает дополнительные инструменты давления на производителя. Единственным положительным нововведением для производителей будет сокращение сроков оплаты продукции в зависимости от срока годности продукции. Так, оплата товаров со сроком годности до 10 дней должна будет происходить не позднее чем через 5 рабочих дней после фактического получения (раньше на это отводилось 10 дней); для продуктов со сроком годности от 10 до 30 дней оплата происходила в течение 30 рабочих дней, теперь срок сократится до 20 рабочих дней; за товары со сроком годности более 30 дней оплата будет приходить в течение 35 рабочих дней вместо 45 дней. Введение этой части поправок к закону «О торговле» положительно скажется на бизнесе производителей, так как позволит им сократить срок оборачиваемости денежных средств.