Выживают только с господдержкой: без субсидий молочное животноводство часто убыточно

Выживают только с господдержкой: без субсидий молочное животноводство часто убыточно

Производство молока — одна из самых низкорентабельных, долгоокупаемых и технологически сложных отраслей. Нередко цена сдаваемого сырья едва покрывает затраты на его производство. Причина — высокая себестоимость.

Выйти из положения позволит правильная бизнес-схема, позволяющая получать приемлемую маржу. Закупочные цены на сырое молоко за последние два-три года значительно выросли. Его средняя стоимость в мае составила 20,8 руб./кг за первый сорт и 22,9 руб./кг за высший (с учетом НДС). В начале лета молоко стоило примерно на 2% дороже, чем год назад, а по сравнению с показателями 2013-го цены увеличились на 40%, обращает внимание старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Вадим Семикин. Три года назад молоко у сельхозпроизводителей закупали по 14,8 руб./кг и 16 руб./кг за первый и высший сорт. Однако, несмотря на позитивную ценовую динамику, молочное животноводство по-прежнему остается одной из самых низкорентабельных отраслей.

Цены на молоко резко взлетели во второй половине 2013 года, когда ощутимо — на 5−6% к 2012-му — уменьшился объем производства. «Причиной стало значительное сокращение стада молочных коров — на 6,5% за год, — поясняет Семикин. — В результате даже летом не было сезонного падения цен на молоко, так как на рынке отмечался дефицит сырья». А с августа 2013-го его стоимость начала расти, достигнув к началу 2014 года отметки в 20 руб./кг за первый сорт и 22,5 руб./кг за высший.

К числу факторов, влияющих на рост стоимости молока, в первую очередь можно отнести мировой уровень цен на него — до введения в России продовольственного эмбарго этот фактор был ключевым, говорит гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова. Кроме того, имеет значение цена кормов, на которые приходится до 60% себестоимости производства молока, а также соотношение спроса и предложения на отечественном рынке. Сейчас производство молока-сырья сокращается, и в пиковые периоды наблюдается его нехватка.
В последние годы надои в сельхозорганизациях существенно не увеличиваются. В то же время, по словам Петровой, спрос на молоко и молочные продукты рос до середины 2015-го, вместе с ним повышались и цены на сырье. Но затем началось перераспределение спроса и уменьшение потребления молочной продукции. По данным Росстата и ФТС, в 2015 году рынок сыра сократился на 20% по сравнению с 2014-м, сливочного масла — на 7%, кисломолочных продуктов — на 2%, при этом рынок творога прибавил 5%.

Согласно Росстату, в апреле этого года средняя закупочная цена сырого молока под влиянием фактора сезонности снизилась на 1% относительно марта и составила 21,7 руб./кг. Тем не менее это на 1,6% больше, чем в апреле 2015-го, сравнивает председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко. «То, что сегодня цены выше уровня прошлого года, связано с увеличением себестоимости производства молока из-за девальвации рубля и инфляции», — поясняет он.

По данным «Союзмолоко», с 2012 года средняя закупочная цена молока выросла примерно на 50%. Но даже такая динамика не позволяет его производителям получать стабильную маржу. Основная причина — постоянно растущая себестоимость производства. По оценке Петровой, сейчас на современных фермах она в среднем доходит до 23,5−24,5 руб./кг.

«Только государственная поддержка в виде субсидий на литр выводит их в плюс, — говорит она. — Современные предприятия могут быть прибыльными только с компенсацией постоянных затрат». Любая задержка субсидий немедленно ведет к кассовым разрывам у сельхозпроизводителей, и если раньше они могли получить краткосрочные кредиты, то теперь сделать это довольно сложно, добавляет эксперт.
Дорогим российское молоко делает балансовая, а не производственная часть себестоимости, считает Суманта Кумар Де. «Негативное влияние на себестоимость и конкурентоспособность оказывают три фактора: доступность капитала, стоимость денежных ресурсов и слишком часто изменяющиеся условия получения государственной поддержки, — перечисляет он. — Стабильность — это самое важное, что нужно молочному животноводству». Срок инвестирования в молочный проект — 10−15 лет, и в течение всего этого времени условия работы должны быть неизменны.

По оценке Petrova Five Consulting, текущие цены на молоко-сырье позволяют получать рентабельность, с учетом господдержки, в пределах 10−12%. Более эффективными и прибыльными являются вертикально-интегрированные хозяйства полного цикла — со своими кормами, занимающиеся воспроизводством скота и переработкой молока. Применение современных технологий позволяет повысить эффективность работы и качество сырья. Но также многое зависит от продуктивности стада и используемых кормов, условий содержания и т. д., уточняет Петрова.
Даниленко считает, что рентабельность зависит от каждого конкретного производителя: есть предприятия на старте инвестиционной фазы, те, кто почти выплатил кредит, и те, кто остро нуждается в модернизации. «Доходность может быть и нулевой, и отрицательной, тогда ферма будет выживать только за счет господдержки. Но рентабельность может стать и очень высокой, если производитель сам перерабатывает молоко, выпускает элитную и высокомаржинальную продукцию», — комментирует эксперт.

Петрова уверена, что фермы необходимо модернизировать, так как благодаря этому повышается качество молока, но без господдержки это экономически нецелесообразно. Господдержка производителей молока — распространенная мировая практика, но она должна быть комплексной и регулярной, чтобы сельхозорганизации и фермерские хозяйства могли получать доход. Прежде всего, для АПК важна доступность кредитов, что обеспечит возможность поэтапного развития. Кроме того, поскольку агробизнес связан с внешними рисками, в частности стихийными бедствиями (засуха, наводнения, эпизоотии и др.), важна система страхования для покрытия возможных убытков. Для сокращения себестоимости и зависимости от зарубежных поставок необходимо создавать собственное производство кормов, наладить в стране выпуск ветеринарных препаратов, развивать племенное молочное животноводство, а также производство оборудования, включая упаковочное. «Также важно создание сельской инфраструктуры: дорог, образовательных учреждений, больниц и т. д.», — считает эксперт.
«Красногвардейский» стремиться снизить себестоимость за счет самостоятельного производства кормовых смесей, выпуска высокобелковых кормов, например рапсового жмыха, травяной муки. Также хозяйство работает над повышением квалификации сотрудников и импортозамещением в сфере обслуживания и ремонта оборудования. «Планируем увеличить мощности своего рапсового завода, есть планы расширения стада скота, ведь большее количество коров на то же число сотрудников и техники также позволяет уменьшить себестоимость», — говорит Сергиенко.

«Русское молоко» тоже снижает себестоимость путем повышения производительности труда, модернизации производства и сокращения трудозатрат на 1 кг продукции, отмечает Бойко-Великий. У компании есть собственная переработка, но, несмотря на рост себестоимости, цену готовой продукции начиная с ноября 2014 года «Русское молоко» поднимало только один раз — на 8%. «Итоговая рентабельность производства молока очень низкая, — сетует руководитель, не уточняя цифр. — Во многом так получается из-за больших совокупных торговых наценок, увеличения цен на энергоносители, запчасти и прочие комплектующие».

Чтобы повысить маржинальность молочного бизнеса, Петрова советует наращивать продуктивность коров, укрупнять фермы и выстраивать вертикально-интегрированные холдинги, а также объединяться в кооперативы. «Успешный опыт европейских производителей, например Valio или FrieslandCampina, подтверждает, что объединение сельхозпроизводителей в кооперативы при четком разграничении ответственности ведет к увеличению объемов производства молока и продаж готовой продукции внутри страны, а также к повышению доходности производства», — утверждает она.

Еще один вариант повышения рентабельности молочного животноводства — развитие в России смежных отраслей: производство внутри страны оборудования для нужд сектора, упаковочных материалов, кормов для сокращения зависимости от зарубежных поставок. Также выгодно поставлять на экспорт биржевые молочные продукты, например сухое молоко, масло, сыр и подсырную сыворотку. «Но, к сожалению, сегодня Россия импортирует молокоемкие продукты, и позитивных трендов пока не наблюдается», — добавляет Петрова.
Полная версия материала

Возврат к списку