«Со временем потребитель научится возвращать на полку продукцию с наименованием «Продукт»

«Со временем потребитель научится возвращать на полку продукцию с наименованием «Продукт»

В России завершилась масштабнейшая проверка качества молочной продукции, которой занимались специалисты сразу трех надзорных ведомств – Роспотребнадзора, Россельхознадзора и Роскачества.

Были проверены образцы 250 федеральных и региональных отечественных брендов. «Результаты исследований молочной продукции показали, что подавляющее большинство проб молока и сливочного масла соответствуют всем обязательным требованиям: 72 пробы молока из 90 отобранных, 53 сливочного масла из 82 отобранных, 28 проб творога из 73 отобранных», – рассказали по итогам проверки в пресс-службе Роспотребнадзора.

Хуже всего дела обстоят с качеством творога, в 60% образцов которого были выявлены недочеты. Однако, как пояснили в ведомстве, претензии к этому продукту, в основном, связаны с микробиологическими показателями, что говорит скорее нарушениях при транспортировке или хранении товара, а не при его производстве.

Комментирует Марина Петрова, заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova Five Consulting»:

«Результаты проведенной Роспотребнадзором проверки молочной продукции, выявившей не более 8% нарушений, получили разные оценки у общественных организаций, проверяющих органов и обычных потребителей. И, в первую очередь, это связано с разным пониманием того, что считать фальсификатом.

Для проверяющих органов фальсификатом является продукция, состав которой неверно указан на упаковке и не соответствует результатам лабораторных исследований. При этом совершенно не учитываются факты введения потребителя в заблуждение - когда состав продукции указан верно, но упаковка и название максимально приближены к натуральному продукту, а также не учтены контрабандные продукты, поставляемые, в том числе, из Украины. Также важно понимать, что в эту проверку не были включены сыры, которые часто фальсифицируют.

Потребители же чаще говорят о том, что на полках магазинов вместо плавленого сыра продается плавленый сырный продукт, упаковка, цветовые решения и даже бренд которого создают впечатление, что это натуральный плавленый сыр. Но при этом наименование и его состав указаны верно и полностью соответствуют данным лабораторных исследований. Именно с этим и связано происхождение споров – глядя на такую упаковку, потребитель путает сыр и сырный продукт, творог и творожный продукт. И для него (в отличие от проверяющих органов) такая покупка, безусловно, станет фальсификатом.

Сложившаяся ситуация связана с изменениями в законодательстве, позволяющими менять порядок слов в наименовании молочных продуктов. Например, творожный продукт может быть назван «крем» или «десерт», что делает название более благозвучным и, таким образом, вводит потребителя в заблуждение.

Поэтому цифры, представленные по результатам проверки, корректны, но ситуация требует изменений на законодательном уровне – необходимо пересмотреть порядок обозначения наименования продукта.

Хочется отметить, что в рамках работы комитета АПК в МТПП мы поддержали введение новых ГОСТов - ГОСТа «Продукты молокорастительные. Классификация» и ГОСТа «Продукты молокорастительные. Термины и определения», разработанных ВНИМИ. Эти ГОСТы обсуждаются нацелены на нормализацию терминологии – формулировку четкого определения и порядка слов и исключение существительных из наименования. Так, например, в описании творожной продукции будет указано «по технологии творога», а название будет звучать как «Продукт (Паста) растительно-творожный пастеризованный с курагой».

Со временем потребитель научиться различать молокосодержащие продукты и молочные, и возвращать на полку продукцию, увидев первое слово в ее наименовании – «Продукт». Подобную ситуацию мы ранее наблюдали на рынке йогуртов – после введения термина «Продукт йогуртный фруктово-ягодный термизированный» объемы продаж йогуртных продуктов существенно снизились и терминированные молочные продукты заняли свое место на неохлаждаемых полках, а натуральные йогурты теперь широко представлены.

Я убеждена, что внедрение профессионально разработанной грамотной системы избавит нас от неразберихи на молочном рынке, и тогда останется лишь плановая работа по борьбе с фальсификатом, которая будет осуществляться соответствующими органами, обладающими для этого всеми полномочиями и инструментами».


Полная версия материала

Возврат к списку