В ноябре цены на молочную продукцию в России могут увеличиться на 10%, сообщает газета «Известия» со ссылкой на комитет по развитию АПК Московской торгово-промышленной палаты (ТПП). Причина в том, что в конце осени запускается заключительный этап электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» для готовой молочной продукции.
Еще летом на некоторых производствах и в торговых сетях начался эксперимент по маркировке молочной продукции. Она обойдется покупателям гораздо дороже, чем сегодняшняя электронная ветсертификация, считает председатель совета — директор Молочного союза России Людмила Маницкая.
Людмила Маницкая
председатель совета — директор Молочного союза России
«Мы именно по этой причине никак не можем заметить поднятия цен. Может быть сезонное поднятие: в России к зиме молока становится меньше, но не факт, что цены поднимутся даже по этой причине, поскольку сети держат маржу в 50-100% на молочную продукцию. Учитывая, что молочная продукция уже сегодня дорогая и наблюдается падение спроса населения, мы можем не дождаться повышения цен. Что касается цифровой маркировки, которую нам обещают ввести в марте следующего года, это очень большая проблема. Чтобы ввести цифровую маркировку, каждое предприятие должно закупить огромное количество дорогостоящего импортного оборудования. Сама марка будет стоить 60 копеек для предприятия. В год только на одну марку, не считая оборудования и его обслуживания, молочная отрасль будет тратить 33 млрд рублей, что больше всей государственной поддержки отрасли».
Роста цен ожидают и в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Причины назвали те же: для сертификации понадобится новое программное обеспечение, техника, а также персонал, который должен будет регистрировать каждую единицу товара.
При этом Россельхознадзор уже заявил, что опасений этих не разделяет. В ведомстве уверены, что в следующем году себестоимость молочной продукции, напротив, снизится.
Волнения на молочном рынке абсолютно справедливы. Прежде всего пострадают от введения маркировки мелкие производители, считает эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.С 15 июля российские производители молока начали печатать на упаковках специальные цифровые штрихкоды, которые содержат полную информацию об изготовителе товара. Власти считают, что это позволит отслеживать передвижение продукта от завода до магазина и снизит объемы незаконной торговли и контрафакта на рынке.
Марина Петрова
эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova 5 Consulting
«Если произойдет введение системы «Меркурий» и маркировки в те сроки, в которые обозначено, то рост цен на 10-12% произойдет не к ноябрю, как написано в СМИ, а скорее к середине следующего года. Это связано с тем, что системы прослеживаемости, которые вводятся, ориентированы на то, чтобы можно было проследить от поля до прилавка. Система «Меркурий» уже сейчас работает, и она работает достаточно эффективно — в сыром молоке, в сливочном масле, в сыре, в сухом молоке, в сгущенном молоке. Однако если с 1 ноября планируется ввести систему «Меркурий» на всю остальную продукцию, то производителям, ретейлу и дистрибьюторам также будет необходимо ввести в тестовом режиме систему маркировки, а это индивидуальный QR-код. Я могу сказать, что система маркировки — серьезные инвестиции для производителей, это 17 тысяч евро на один маркировщик. Для каждой линии нужно минимум два маркировщика. Но нужно понимать, что именно малый и средний бизнес с этой задачей просто не справится. А молочная отрасль — это не только агрохолдинги».
Полная версия материала