«Каждый литр молока учитывать, каждый кусок сыра». Во что выльется маркировка молочных продуктов?

«Каждый литр молока учитывать, каждый кусок сыра». Во что выльется маркировка молочных продуктов?

СМИ сообщили, что завод «Карат» пригрозил переносом части производства в Белоруссию из-за введения маркировки. Потом гендиректор предприятия уточнил, что его слова истолковали неверно. Но вопрос с маркировкой молочки никуда не делся

Завод «Карат» не планирует выводить из России в Белоруссию часть производства сыра. Как пояснил ТАСС генеральный директор предприятия Евгений Гребнев, его слова, попавшие в протокол совещания в Минсельхозе, были вырваны из контекста и в документе были отражены не совсем корректно.

Ранее СМИ сообщили о том, что «Карат» пригрозил таким переносом в случае, если с 1 июня в стране введут обязательную маркировку молочной продукции. Впрочем, свое негативное отношение к самой идее внедрения обязательной маркировки Гребнев подтвердил. И волнуются по этому поводу не только крупные производители.

Топ-менеджер «Карата» уточнил, что, критикуя идею, он просто спросил: «Вы нас подталкиваете к выносу в Белоруссию, так?» А предметно Гребнев сказал, что на некоторые линии завод физически не может установить допоборудование для маркировки.

Дальше продолжили эксперты, комментировавшие тему: «Карату» проще производить творожный сыр на мощностях белорусского партнера. Туда и новое оборудование условно влезет, и сырье там дешевле. За счет экономии на сырье «Карат» мог бы компенсировать дополнительные затраты на маркировку.

Установка такого допоборудования — это реально дорого, говорит эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.

Марина Петрова
эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova 5 Consulting
«Стоимость доукомплектования линии в размере от 50 тысяч евро на одну линию, а у «Карата» это 150 тысяч евро на одну линию. На среднем заводе порядка десяти упаковочных линий. Затраты будут от 500 тысяч до 1,5 млн евро».
Россия постепенно движется в направлении маркировки всего. Началось с алкоголя и системы ЕГАИС, потом начали чипировать шубы, затем перешли к лекарствам. Благодаря маркировке виден путь товара от точки производства или ввоза до конкретного магазина, который этот товар продал.

Но в случае с молочным рынком какое отношение это имеет к качеству, задается вопросом фермер, сыровар Олег Сирота. По его словам, ничто не мешает производителю смешать сухое молоко с пальмовым маслом, нанести на упаковку данные о том, что сделано это на таком-то заводе, и пустить в продажу.

По словам Сироты, за качество на молочном рынке отвечает уже действующая электронная система «Меркурий», которая, грубо говоря, подтверждает, что на ту или иную продукцию производитель получил все нужные ветеринарные справки.

И многие представители отрасли считают, что маркировка будет просто дублировать «Меркурий» и за одно и то же бизнесу нужно будет заплатить дважды. Но если для крупных производителей это вопрос лишних затрат, то для простых фермеров — уже вопрос выживания как такового, говорит Олег Сирота.

Олег Сирота
фермер, сыровар
«Нужно каждый литр молока учитывать, каждый кусок сыра вбивать в электронную систему, отправлять на конкретную точку. Это очень сложно. И мы живем в стране, где не везде сотовая связь ловит, электричество дают не каждый день. И в этих условиях придется внедрять маркировку. У нас уже были встречи с теми, кто внедряет систему маркировки, и они превращались все в митинги, потому что маленькие фермеры не знаю как работают, как внедряют».

О необходимости введения системы маркировки молочной продукции представители отрасли спорят с регулятором и языком статистики. Так, по данным Минсельхоза, доля фальсификата на молочном рынке России составляет от 8% до 12%. Молочники же утверждают, что показатель составляет всего 4,5-5%.

По контрафакту цифры тоже расходятся. Что же касается реализации в России импортной продукции, по словам экспертов, условия для ввозимых товаров будут такими же, как и для продукции, произведенной внутри страны. Ситуацию комментирует управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк.

Илья Березнюк
управляющий партнер Agro & Food Communications
«Маркироваться это должно, насколько я знаю, либо на заводе, у завода-производителя, который лицензирован нашим Россельхознадзором по поставкам в Россию, либо это должно быть поставщиком, дистрибьютором, импортером промаркировано здесь уже».

Что касается «санкционки», которую, несмотря на запрет, все равно можно увидеть на рынках и в маленьких магазинах формата «у дома» (рядом с моим, например, недавно появился сыр бри, на упаковке которого без стеснения жирным шрифтом написано Made in France), так вот на «серый» рынок введение маркировки не повлияет никак. Те, кто провозит сыры в чемоданах, а потом выкладывает их на прилавки, свое отношение к нормативному регулированию отрасли и так промаркировали довольно внятно.

Иван Медведев

Полная версия материала

Возврат к списку