Однако далеко не всё было радужно. Пандемия особенно сильно повлияла на петербургские пищевые предприятия, которые поставляли продукцию в сегмент HoReCa. Почти три месяца были закрыты кафе и рестораны, а доля онлайн-продаж у многих из них оказалась сравнительно небольшой, и оперативно нарастить её смогли не все. Закрытие рынков подкосило небольших региональных производителей, которые осуществляли реализацию продукции через этот канал продаж. Восстановления сегмента HoReCa пока не произошло, эксперты не прогнозируют этого и в ближайший год.
С трудностями из-за различных ограничений и запретов также столкнулись предприятия, которые традиционно делали ставку на экспорт. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, таким компаниям пришлось обновить линейку производимой продукции. Впрочем, изменения коснулись и самого потребителя: на время самоизоляции люди сократили до минимума свои визиты в магазины либо перешли на покупки онлайн.
Производство напитков в январе-сентябре 2020 года в Петербурге показало нулевой рост, что в условиях кризиса не так уж и плохо, а в Ленобласти даже выросло на 44,4%. Несмотря на экономическую ситуацию, спрос в этом сегменте остаётся неизменным. Кирилл Болматов, директор по корпоративным вопросам Heineken в России, отмечает, что у потребителей на рынке пива большим спросом начали пользоваться товары в низком и среднем ценовых сегментах. "Сохранился спрос на разнообразие вкусов и предложений на рынке, а также укрепился тренд на безалкогольное пиво. Кроме того, продолжает расти категория сидра (+33% в 2018 году, +23% в 2019-м и +31% за 9 месяцев 2020-го)", — отмечает он.
Однако временное прекращение работы развлекательных учреждений и общепита в 2020 году сделало даже пивоваренный бизнес непредсказуемым. Компании начали запускать ряд новых брендов, включая сорта разливного пива навынос, и адаптироваться под новый рынок. По данным "Балтики", объёмы продаж компании в III квартале и за девять месяцев 2020 года увеличились на 19% и 8% соответственно по сравнению с аналогичными периодами 2019 года.
Молочная отрасль Петербурга и Ленобласти переживает кризис 2020 года без серьёзных потрясений. Первый квартал для компаний переработчиков был успешным. После объявления "коронаканикул" они стали активно закупать молочные продукты, в результате произошёл рост продаж йогуртов, творога и сыра. Однако уже в мае продажи начали перераспределяться из-за снижения покупательной способности.
Хлебные мучения
"Потребители вернулись к традиционным молочным продуктам, таким как кефир, ряженка, сметана, творог, отказавшись или частично отказавшись от функциональных продуктов — йогуртов и обогащённых молочных продуктов", — отмечает Марина Петрова, заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК. Частично молочные предприятия переключили внимание на онлайн-продажи: если раньше онлайн-канал для молочной отрасли не был значимым, то первая волна распространения коронавируса показала, насколько данное направление перспективно.
Производители хлебопекарной отрасли также отмечают рост домашнего потребления: люди вернулись к традиции готовить, в том числе печь, дома. Осознанное потребление стало новым трендом, которому даже удалось затмить собой тренд на ЗОЖ, считают в пресс-службе ООО "Фацер". Поведение покупателей сильно менялось от недели к неделе: варьировалась частота покупок, выбор конкретного продукта и его количество.
Для мукомольной отрасли 2020 год стал испытанием на прочность. На это оказал влияние целый ряд факторов — начиная от пандемии и заканчивая ростом стоимости зерна как основного сырья для производства муки. По данным гендиректора "ЛКХП Кирова" Натальи Загорской, с января по октябрь 2020 года пшеница 3-го и 4-го класса подорожала более чем на 30%, а рост цен на зерно составил практически 50%. По этой причине часть компаний ушла с рынка, другая была вынуждена снизить объёмы производства и, следовательно, объёмы потребления муки. Всё это привело к тому, что рентабельность мукомольного производства опустилась ниже 1%.
Сохраняет свои позиции и петербургский производитель соков и нектаров АО "Мултон", дочернее предприятие "Coca-Cola HBC Россия". Компания с 2019 года активно занялась локализацией сырья. "Доля отечественного сырья в натуральном выражении в совокупных закупках для сокового производства составила 28% (18,8% в 2018 году)", — отмечает коммерческий директор АО "Мултон" Алексей Охлопков. Более четверти всего сырья концентрированных соков и пюре, используемого для продукции "Мултона", закупается у российских производителей. Кроме того, уже в ближайшие месяцы компания планирует на 100% локализовать закупки яблочного пюре. Несмотря на экономически непростую ситуацию, петербургские производители отмечают стремительный подъём производства новых сегментов — охлаждённых соков и смузи. Они растут двузначными темпами, хотя их цена выше обычных соков.
В целом же по итогам первых девяти месяцев 2020 года индекс производства в пищевой промышленности вырос в Петербурге на 4,5%, а в Ленинградской области — на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Эти данные Петростата лучше любых слов характеризуют состояние отрасли и степень её устойчивости перед различными экономическими вызовами.
Мы очень плотно занялись эффективностью производства. Увеличили объём продаж за счёт ввода линейки кормов премиум–сегмента.Марианна Матюшкина
Полнная версия материала