Война с призраками

Масштаб фальсификации молочной продукции, с которой власти решили бороться с помощью маркировки, оказался очень скромным.

Как сообщили "ДП" в пресс–службе управления Россельхознадзора по Петербургу, Ленинградской и Псковской областям, с 1 января 2020 года на территории 47–го региона было обнаружено три "фантомные" площадки компаний — производителей молочной продукции. Всего в трёх субъектах федерации выявлено 12 таких площадок, а также 16 несуществующих предприятий, основным видом деятельности которых является хранение молочных товаров.

Сейчас в молочной отрасли действует система "Меркурий". Именно с её помощью профильные ведомства занимаются выявлением нелегальной молочной продукции. 31 декабря 2020 года подходит к концу эксперимент по цифровой маркировке, который предполагает прослеживание и контроль всей продукции через специальную систему. Её работа по–прежнему вызывает нарекания у производителей.

По мнению Марины Петровой, заместителя председателя комитета Московской торгово–промышленной палаты (МТПП) по развитию АПК, затраты на борьбу с нелегальными предприятиями несоразмерны с финансовой нагрузкой, которую в этой связи вынуждены нести добросовестные молочные производители.

В некоторых источниках уже несколько лет фигурируют цифры о доли фальсификата в молочной продукции от 35 от 80%. При этом, по данным Роспотребнадзора, доля нелегальной молочки составляет 3%.

"Существенная доля фальсификата приходится не на сетевую розницу, а на каналы госзакупок, которые сопряжены с ФЗ–44, где ключевым фактором является цена. Система маркировки никак не повлияет на этот канал, то есть доля фальсификата останется на том же уровне. И только Россельхознадзор, который управляет системой "Меркурий", имеет право вводить штрафные санкции за фальсификат и даже приостанавливать деятельность предприятия и является реально действующим государственным органом в этом сегменте", — говорит Марина Петрова.
Иными словами, чтобы выявить 3% фальсификата на рынке, производители остальных 97% объёмов молочной продукции должны будут заплатить из собственного кармана.

По данным МТПП, для переработчика мощностью 200 т в сутки суммарные затраты на маркировку составят 400–600 млн рублей. Как следствие, вырастет и себестоимость: по оценкам МТПП, от 10 до 20%. К тому же основные упаковочные решения будет сложно менять для нанесения кода, а у многих упаковщиков на сегодняшний день нет решений по маркировке.

Впрочем, по словам гендиректора "Союзмолока" Артёма Белова, производителям будет предложен льготный лизинг для приобретения оборудования. "Это является важнейшим достижением, которого удалось добиться по итогам последнего обсуждения правил введения маркировки в Госдуме", — отмечает эксперт.


Полная версия материала

Марианна Матюшкина


Возврат к списку