Почти в два раза увеличились поставки сыра из Армении, на 81% – из Сербии. Из Беларуси, которая обеспечивает основной объём поставок импортной молочной продукции на российский рынок, импорт сыра вырос на 41%.
Чтобы конкурировать с дешёвой импортной продукцией, отечественные производители вынуждены снижать цены на свою продукцию, отмечают в «Союзмолоке». Всё это может привести к росту объёмов фальсификата. Ещё один фактор, способствующий увеличению продукции плохого качества – изменение предпочтений россиян: граждане стали переходить на более дешёвые молочные продукты. По мнению эксперта молочного рынка и генерального директора «Petrova Five Consulting» Марины Петровой, опасения по поводу роста объёмов фальсификата в этом году оправданы. Впрочем, эксперт также не связывает это с ростом импорта дешёвой молочной продукции.
Если российские производители и будут вынуждены снижать цены, то не из-за дешёвого импорта, а из-за сокращения спроса. Пока не будет достаточного количества молока-сырья, а также роста доходов населения и достаточного контроля – фальсификат будет расти. Я думаю, что к концу года доля фальсификата вырастет на 5-6%, – считает она.Эксперт напоминает, что в 2014-2015 году доля фальсификата на молочном рынке в целом официально оценивалась в 10%. При этом в молокоёмких сегментах – таких, как производство сыра и сливочного масла – официально фальсификат достигал 15-20%, а, по мнению экспертов – 30%.
Производитель молочной продукции Константин Гозман соглашается с тем, что сейчас главными критерием покупки у россиян становится не качество, а цена продукта.
Исключительное право
На прошлой неделе стало известно о проекте поправок к закону «О торговле», в котором предлагается разрешить ритейлерам и их контрагентам расторгать договоры поставок в одностороннем порядке. Сейчас для расторжения договора необходимо согласие двух сторон. Многие производители забили тревогу. Сети и так диктуют всем свои условия: если поправки к закону примут, они будут ещё больше злоупотреблять своим положением.Впрочем, поправки касаются нескольких аспектов. Во-первых, сроков оплаты продукции в зависимости от срока годности продукции, что в принципе на руку производителям. К примеру, оплату товаров со сроком годности до 10 дней предлагают производить не позднее, чем через 5 рабочих дней после фактического получения, тогда как раньше на это отводилось 10 дней.
Поправки, касающиеся сокращения периода оплаты продукции, несомненно, необходимы. Это положительно скажется на бизнесе производителей и переработчиков молока, так как позволит им сократить срок оборачиваемости денежных средств, – рассказывает эксперт молочного рынка Марина Петрова.Во-вторых, снижение размера вознаграждений, выплачиваемых поставщиками торговым сетям, что, в конечном счёте, может усугубить положение производителей.
Предлагается снижение максимального размера бонусов с 10 до 3%. На мой взгляд, это приведёт только к излишнему давлению на сети, массовому пересмотру отношений между сетями и поставщиками, и, в конечном счёте, появлению этих сборов под другими названиями, – объясняет эксперт.Прежде, чем эти изменения вступят в силу (если будут приняты), у ритейлеров будет переходный период – с 1 января по 1 апреля 2017 года, в течение которого они смогут в одностороннем порядке расторгнуть невыгодные договоры с производителями. Этот механизм дан ритейлерам в качестве компенсации сократившейся нормы прибыли. Однако критерии, по которым будет определяться значительность потерь той или иной стороны договора, в проекте поправок не прописаны, что и может привести к злоупотреблениям.
Очевидно, что эта норма не в интересах производителей – она защищает ритейлеров и даёт им дополнительные инструменты давления на поставщиков. Опасения производителей, действительно, оправданы. Всё то, что не регламентировано и нигде не указано – может по-разному трактоваться. Это может привести к тому, что сети будут манипулировать, – поясняет Марина Петрова.
Если поставщики не смогут работать в тех условиях, которые навяжут сети, остро встанет вопрос сбыта больших объёмов продукции. – Одной из особенностей работы с розничными сетями является большой объём закупаемой продукции. Поэтому в случае введения поправок в том виде, в котором они сейчас обсуждаются, в случае одностороннего расторжения договора сетью, производители столкнутся с проблемой сбыта выпущенной продукции, – объясняет эксперт молочной отрасли.
Спрос на дешёвое.
Генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман из Кировской области разделяет опасения других производителей. Но связывает это с тем, что сети вынуждены менять ассортимент. – Опасения производителей можно в достаточной мере считать оправданными.В период кризиса сети тщательно «чистят» полки, стараясь освободиться от позиций, которые не востребованы сейчас в силу стремления покупателей очень экономно подходить к расходам. Ассортимент сокращается довольно жестоко, и в этой «чистке», скорее всего, пострадают малые и средние поставщики, так как им довольно сложно обеспечить равномерные и ритмичные поставки по всей территории действия определённой сети, причём одинакового ассортимента. Таким образом, пострадают в этой войне цен и кошельков, прежде всего, «малыши» бизнеса. Тем более, что сети вполне могут себе позволить торг с поставщиками по цене поставок, дополнительным скидкам и прочим «послаблениям» ради сохранения места для товара на полке, – говорит генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман.
Потребительское поведение россиян изменилось, соглашается эксперт молочного рынка Марина Петрова. В частности, это выразилось в переходе от более дорогих видов продуктов к более дешёвым.
В кризис российские потребители отказались или значительно сократили объём покупок молокоёмких продуктов, таких, как сыр и сливочное масло, а также кисломолочной продукции, молочных десертов и коктейлей. В целом сегодня потребители выбирают простые базовые продукты, кроме того, россияне начали отдавать предпочтение продукции небольших заводов и более дешёвым продуктам неизвестных марок. Также возрос интерес к собственным торговым маркам розничных сетей, так как они самостоятельно контролируют качество продуктов и цены на них. За счёт негарантированного объёма они могут устанавливать более низкие цены за свою продукцию, – говорит Марина Петрова.
Полная версия материала