Доля фальсификата сыра будет расти

Доля фальсификата сыра будет расти

Увеличение объёмов фальсификата сыров может стать следствием роста импорта дешёвой продукции, считают эксперты рынка. По оценке Национального союза производителей молока («Союзмолоко») и аналитического центра Milknews, импорт сыров в первом квартале 2016 года вырос на 31% по сравнению с тем же периодом 2015 года.

Почти в два раза увеличились поставки сыра из Армении, на 81% – из Сербии. Из Беларуси, которая обеспечивает основной объём поставок импортной молочной продукции на российский рынок, импорт сыра вырос на 41%.

Чтобы конкурировать с дешёвой импортной продукцией, отечественные производители вынуждены снижать цены на свою продукцию, отмечают в «Союзмолоке». Всё это может привести к росту объёмов фальсификата. Ещё один фактор, способствующий увеличению продукции плохого качества – изменение предпочтений россиян: граждане стали переходить на более дешёвые молочные продукты. По мнению эксперта молочного рынка и генерального директора «Petrova Five Consulting» Марины Петровой, опасения по поводу роста объёмов фальсификата в этом году оправданы. Впрочем, эксперт также не связывает это с ростом импорта дешёвой молочной продукции.

Если российские производители и будут вынуждены снижать цены, то не из-за дешёвого импорта, а из-за сокращения спроса. Пока не будет достаточного количества молока-сырья, а также роста доходов населения и достаточного контроля – фальсификат будет расти. Я думаю, что к концу года доля фальсификата вырастет на 5-6%, – считает она.
Эксперт напоминает, что в 2014-2015 году доля фальсификата на молочном рынке в целом официально оценивалась в 10%. При этом в молокоёмких сегментах – таких, как производство сыра и сливочного масла – официально фальсификат достигал 15-20%, а, по мнению экспертов – 30%.

Производитель молочной продукции Константин Гозман соглашается с тем, что сейчас главными критерием покупки у россиян становится не качество, а цена продукта.

Исключительное право

На прошлой неделе стало известно о проекте поправок к закону «О торговле», в котором предлагается разрешить ритейлерам и их контрагентам расторгать договоры поставок в одностороннем порядке. Сейчас для расторжения договора необходимо согласие двух сторон. Многие производители забили тревогу. Сети и так диктуют всем свои условия: если поправки к закону примут, они будут ещё больше злоупотреблять своим положением.

Впрочем, поправки касаются нескольких аспектов. Во-первых, сроков оплаты продукции в зависимости от срока годности продукции, что в принципе на руку производителям. К примеру, оплату товаров со сроком годности до 10 дней предлагают производить не позднее, чем через 5 рабочих дней после фактического получения, тогда как раньше на это отводилось 10 дней.

Поправки, касающиеся сокращения периода оплаты продукции, несомненно, необходимы. Это положительно скажется на бизнесе производителей и переработчиков молока, так как позволит им сократить срок оборачиваемости денежных средств, – рассказывает эксперт молочного рынка Марина Петрова.
Во-вторых, снижение размера вознаграждений, выплачиваемых поставщиками торговым сетям, что, в конечном счёте, может усугубить положение производителей.

Предлагается снижение максимального размера бонусов с 10 до 3%. На мой взгляд, это приведёт только к излишнему давлению на сети, массовому пересмотру отношений между сетями и поставщиками, и, в конечном счёте, появлению этих сборов под другими названиями, – объясняет эксперт.
Прежде, чем эти изменения вступят в силу (если будут приняты), у ритейлеров будет переходный период – с 1 января по 1 апреля 2017 года, в течение которого они смогут в одностороннем порядке расторгнуть невыгодные договоры с производителями. Этот механизм дан ритейлерам в качестве компенсации сократившейся нормы прибыли. Однако критерии, по которым будет определяться значительность потерь той или иной стороны договора, в проекте поправок не прописаны, что и может привести к злоупотреблениям.

Очевидно, что эта норма не в интересах производителей – она защищает ритейлеров и даёт им дополнительные инструменты давления на поставщиков. Опасения производителей, действительно, оправданы. Всё то, что не регламентировано и нигде не указано – может по-разному трактоваться. Это может привести к тому, что сети будут манипулировать, – поясняет Марина Петрова.

Если поставщики не смогут работать в тех условиях, которые навяжут сети, остро встанет вопрос сбыта больших объёмов продукции. – Одной из особенностей работы с розничными сетями является большой объём закупаемой продукции. Поэтому в случае введения поправок в том виде, в котором они сейчас обсуждаются, в случае одностороннего расторжения договора сетью, производители столкнутся с проблемой сбыта выпущенной продукции, – объясняет эксперт молочной отрасли.

Спрос на дешёвое.

Генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман из Кировской области разделяет опасения других производителей. Но связывает это с тем, что сети вынуждены менять ассортимент. – Опасения производителей можно в достаточной мере считать оправданными.

В период кризиса сети тщательно «чистят» полки, стараясь освободиться от позиций, которые не востребованы сейчас в силу стремления покупателей очень экономно подходить к расходам. Ассортимент сокращается довольно жестоко, и в этой «чистке», скорее всего, пострадают малые и средние поставщики, так как им довольно сложно обеспечить равномерные и ритмичные поставки по всей территории действия определённой сети, причём одинакового ассортимента. Таким образом, пострадают в этой войне цен и кошельков, прежде всего, «малыши» бизнеса. Тем более, что сети вполне могут себе позволить торг с поставщиками по цене поставок, дополнительным скидкам и прочим «послаблениям» ради сохранения места для товара на полке, – говорит генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман.

Потребительское поведение россиян изменилось, соглашается эксперт молочного рынка Марина Петрова. В частности, это выразилось в переходе от более дорогих видов продуктов к более дешёвым.

В кризис российские потребители отказались или значительно сократили объём покупок молокоёмких продуктов, таких, как сыр и сливочное масло, а также кисломолочной продукции, молочных десертов и коктейлей. В целом сегодня потребители выбирают простые базовые продукты, кроме того, россияне начали отдавать предпочтение продукции небольших заводов и более дешёвым продуктам неизвестных марок. Также возрос интерес к собственным торговым маркам розничных сетей, так как они самостоятельно контролируют качество продуктов и цены на них. За счёт негарантированного объёма они могут устанавливать более низкие цены за свою продукцию, – говорит Марина Петрова.


Полная версия материала

Возврат к списку