Молочная инвестиция. Холдинг «ЭкоНива» усилится в Ленобласти

Молочная инвестиция. Холдинг «ЭкоНива» усилится в Ленобласти

Один из крупнейших игроков молочного рынка России, холдинг «ЭкоНива», возглавляемый Штефаном Дюрром, вложит 3,5 млрд рублей в строительство новой фермы на Северо-Западе. Приоритетный регион для проекта — Ленобласть. Планы такого крупного инвестора могут изменить расстановку сил на местном молочном рынке и значительно усилят конкуренцию, предупреждают аналитики.  

Как сообщили «Новому проспекту» в пресс-службе «ЭкоНивы», проект по строительству фермы за 3,5 млрд рублей может стартовать, когда компания сформирует земельный банк около 8 тыс. га в одном районе помимо имеющихся 3 тыс. га в хозяйстве «Труд» Волосовского района.

При формировании нужного объема земельных угодий «ЭкоНива» планирует построить стандартный молочный комплекс, рассчитанный на 3,5 тыс. голов. Его мощность составит 100 т молока в сутки (36,5 тыс. т молока в год), добавили в пресс-службе. 

Кроме того, «ЭкоНива» намерена расширить земельный банк в Волосовском районе, чтобы обеспечить хозяйство «Труд» кормовой базой. Компания приобрела «Труд» в 2019 году. Сейчас там содержится 1 тыс. голов крупного рогатого скота. Валовое производство молока за прошлый год составило 8,7 тыс. т. 

Мало свободной земли

Участники рынка неавторизованно говорят о том, что в Ленобласти «ЭкоНиве» будет сложно найти свободные 8 тыс. га сельхозугодий в одном районе, поскольку практически вся пригодная для сельхозпроизводства земля уже поделена. Видимо, по этой причине компания рассматривает в том числе покупку земель, где ведется или велось сельхозпроизводство. 

В частности, «ЭкоНива» вела переговоры с банкротящимся хозяйством «Агротехника» и предприятиями, ранее входящими в холдинг «Фаэтон» (хозяйства «Росагро», «Копорье» и «Остроговицы»). Однако стороны не смогли договориться, поскольку потенциальные продавцы запросили слишком высокую цену за свои активы, делятся участники рынка. В пресс-службе «ЭкоНивы» подтвердили, что переговоры о покупке земель «Фаэтона» больше не ведутся. 

«В конечном счете компания может либо подождать снижения цены со стороны потенциальных продавцов, либо попробовать выкупить землю компаний, которые только входят в процедуру банкротства. Еще один вариант — выбрать участок не в Ленинградской, а в соседних областях, например в Псковской», — полагает один из отраслевых экспертов. 

«Труд» на пользу

Опрошенные «Новым проспектом» аналитики отмечают, что планы «ЭкоНивы» по развитию на Северо-Западе закономерны. До покупки хозяйства «Труд» «ЭкоНива» не была представлена в регионе. 

«Планы по развитию бизнеса, в частности в Ленобласти, логичны, поскольку рядом Петербург с большим объемом потребления молока и молочных продуктов. «ЭкоНива» последовательно занимается развитием производства молочного сырья, а также озвучивала планы по созданию собственной переработки в регионе», — говорит генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова
По ее данным, на Северо-Западе профицитной по производству молока является только Вологодская область. «При этом в Ленобласти дефицит сырого молока, в то время как рядом находятся крупные перерабатывающие заводы компаний PepsiCo, Danone, «Галактика», — оценивает ситуацию глава Союзмолока Артем Белов. Сейчас, по его словам, этот дефицит восполняется за счет поставок из других регионов и Белоруссии.

«При этом «ЭкоНива» может продавать сырое молоко не только местным заводам, но и поставлять его для собственных нужд на переработку в другие регионы», — добавляет Артем Белов.
 
Всё меняющий игрок

Несмотря на то что эксперты называют Ленобласть дефицитной по потреблению молока областью, местные производители опасаются прихода такого крупного игрока, как «ЭкоНива». В частности, некоторые участники рынка боятся, что новый игрок может установить низкие цены на молоко. 

«У «ЭкоНивы» хорошо развитая собственная кормовая база. За счет этого компания может предложить более низкую, чем в среднем по рынку, цену», — говорит глава хозяйства «Осничевский» Валентин Черноглазов.

Изменение цены со стороны крупного игрока приведет к снижению цен и у других производителей и уменьшению их рентабельности, поясняют эксперты. «Кроме того, увеличится конкуренция за поставки сырья на молочные заводы», — добавляет глава Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. По его предположению, местные производители, скорее всего, также боятся перераспределения господдержки со стороны регионального правительства в пользу нового игрока рынка.

Производители считают, что решить проблему с усиливающейся конкуренцией в сегменте может сокращение фальсификата уже готовой молочной продукции в магазинах. «Если фальсификата на полках станет меньше, переработчики будут использовать больше местного сырья, и конкуренция в конечном счете будет не такой жесткой», — заключил коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев.

Справка «Нового Проспекта»:

«ЭкоНива» — один из крупнейших производителей молока в России. Сельхозпредприятия и перерабатывающие заводы холдинга находятся в Воронежской, Курской, Новосибирской, Калужской, Рязанской областях. 

По данным самой компании, в 2019 году валовый надой молока всех хозяйств «ЭкоНивы» составил 758 тыс. т. Это больше, чем производит один из ведущих в сфере молочного животноводства регионов России — Ленобласть, где в прошлом году было произведено 650 тыс. т молока. На всем Северо-Западе производится около 1,3 млн т молока ежегодно. 

Собственник ГК «ЭкоНива» — германская Ekosem-Agrar AG, подконтрольная главе холдинга Штефану Дюрру (на фото). В 2019 выручка ГК «ЭкоНива», согласно годовому отчету, выросла на 64%, до 402,7 млн евро. Консолидированная чистая прибыль составила 14,4 млн евро против 18,7 млн евро в 2018 году.

Екатерина Фомичева
Полная версия материала

Возврат к списку