Украина и Россия стали сестрами по молочному несчастью

Украина и Россия стали сестрами по молочному несчастью

Одним наращивать производство мешает импорт, другим – падение доходов населения

Украину и Россию сегодня объединяет один удивительный факт – ни та, ни другая страна не могут развивать молочное производство. Украинцы говорят, что им мешает европейский импорт. Для России этот фактор исключен благодаря многолетнему продовольственному эмбарго. Однако и через шесть лет запрета молочного импорта из Европы Россия производит молока почти в два раза меньше, чем во времена СССР.

В начале 1990-х годов в России производилось около 60 млн т молока в год. Со второй половины лихих 90-х и до сегодняшнего дня производство молока лишь незначительно превышает уровень в 30 млн т в год. Не помогает развитию отрасли в РФ ни девальвация рубля, ни рост доходов населения, ни их падение. Не стимулирует производство и рост мировых цен на продовольствие.

Глобальный индекс цен на молочную продукцию (Global Dairy Trade) по итогам торгов 2 марта вырос на 15%. Таким образом, средневзвешенная цена на молочную продукцию превысила 4,2 долл. за килограмм. С учетом ослабления рубля по сравнению с прошлыми торгами средневзвешенная цена на молочную продукцию выросла на 14,8%, до 313,3 руб. за 1 кг, что на 51,8% выше начала марта 2020 года, сообщает Dairy News.

При этом производство сливочного масла в стране снизилось на 1,2% (январь к январю). По сравнению с прошлым месяцем падение составило почти 10%, до 21,3 тыс. т. Производство сыров в России в январе снизилось на 2,5% в годовом выражении и почти на 13% в месячном, составив менее 42 тыс. т. При этом производство молока в январе увеличилось на 4% в годовом выражении, до 469 тыс. т.

Численность молочного стада в России сокращается уже не первый год. Так, на конец января 2021 года поголовье крупного рогатого скота (КРС) в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам Росстата, составляло 18,1 млн голов (на 0,6% меньше в годовом выражении), из него коров – 7,9 млн (на 1,1% меньше). При этом только в сельхозорганизациях за тот же период поголовье КРС сократилось на 0,1%, коров – на 0,5%.

Надои молока на одну корову по сравнению с советскими временами выросли почти вдвое – до 4 тыс. кг на одну корову.

Производство молока – это один пунктов, по которому Россия не выполнила ориентиры Доктрины продовольственной безопасности. Наша страна по-прежнему не обеспечивает свой внутренний рынок собственной продукцией. По итогам 2020 года РФ даже нарастила импорт отдельных позиций молочной продукции. Импорт сливочного масла увеличился на 11%, до 133 тыс. т, сыра и творога – на 12,4%, до 313 тыс. т, сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС). При этом импорт сгущенного молока и сливок снизился на 17%, до 148 тыс. т.

Потребление молока в России уже много лет существенно ниже рекомендованных норм. Так, в 2019 году на одного россиянина приходилось 234 кг молока и молочной продукции. В 2020-м – уже 240 кг на человека, рассказывал гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов. Однако это по-прежнему меньше норм Минздрава. Согласно им, человек должен потреблять около 325 кг молочки в год. Кроме того, даже небольшой прирост потребления последних лет не компенсирует колоссального падения. Так, еще в 2012 году россиянин потреблял в среднем около 246 кг молока в год, а в 1991 году – и вовсе 347 кг.

Эксперты «НГ» основные проблемы российской молочной отрасли видят в продолжающемся сокращении поголовья КРС, что, в свою очередь, ведет к снижению производства молочной продукции. «Как итог – производимые объемы молока в РФ по-прежнему являются недостаточными для собственного обеспечения и полного отказа от импорта», – отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Елена Мясникова. Еще одной проблемой отрасли, по ее мнению, стал значительный рост издержек производства, который произошел в результате ослабления национальной валюты. «Это привело к росту затрат на корма, ветеринарные и витаминные препараты, дезинфицирующие средства и другие ресурсы, среди которых высока доля импорта», – говорит эксперт.

Молочная отрасль отличается высокой капиталоемкостью. «Кроме того, молочная продукция имеет ограниченные сроки годности, что создает определенные проблемы при производстве и реализации», – говорит Мясникова.

«Проблемы молочной отрасли заключаются в том, что для ее развития нужны более длинные деньги в сравнении с теми отраслями, по которым был бурный рост за последнее десятилетие (производство свинины и птицы). Срок окупаемости проектов в производстве молока – пять_восемь лет, а в птицеводстве – два-три года», – считает ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский.

Основной фактор, который влияет сегодня на молочный рынок, – это импорт молочной продукции из Белоруссии, заявляет председатель смоленского регионального отделения «Деловой России» Николай Шумейко. А грядущая маркировка молочной продукции не только убьет все мелкие перерабатывающие предприятия, но и усугубит ситуацию в отрасли.

С этой позицией согласна и гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. Она считает, что маркировка приведет к росту цен на продукцию. «Если Минсельхоз хочет предотвратить рост цен на молочные продукты, то необходимо вывести молоко и молочные продукты из обязательной системы цифровой маркировки. Себестоимость молочной продукции после введения маркировки возрастет для крупных предприятий на 7–10%, а для малых и средних предприятий – от 13 до 20%. Все это в ближайшие год-полтора приведет к сокращению числа предприятий малого и среднего бизнеса», – подчеркивает эксперт

Многолетнее падение доходов населения также не способствует развитию производства молока. «Ограничивающим фактором в развитии молочной отрасли выступает платежеспособный спрос», – добавляют в «Союзмолоко».

Удивительно, но молочная отрасль соседней Украины, которая существует совершенно в других условиях, переживает схожие проблемы. В Незалежной сегодня стремительно сокращается производство молока. Так, по официальным данным, страна производит около 9,25 млн т молока в год. Однако есть оценки, что этот объем уже скатился до 6,5 млн т. Местные лоббисты отрасли считают, что для обеспечения внутренних нужд страна должна производить хотя бы 10 млн т молока в год. Из-за невозможности содержать и кормить скот сельхозпроизводители идут на сокращения поголовья, в результате чего численность КРС в Украине за 10 лет сократилась с 4,5 до 2,9 млн голов в 2020 году. На треть сократилось и количество молокоперерабатывающих заводов.

Такая встряска отрасли ведет к удорожанию продукции. В местной Ассоциации производителей молока прогнозируют удорожание украинского молока еще на 10% до конца года из-за недостаточных надоев.

Однако в отличие от РФ главная проблема украинской молочки – дешевый европейский импорт. Так, по данным Гостаможслужбы Украины, в 2020 году импорт сыра в Украину вырос в два раза – с 23,7 до 46,7 тыс. т, в денежном выражении – со 108,9 до 210,5 млн долл. Импорт молока и сливок увеличился до 12,9 тыс. т, или 11,6 млн долл., что более чем в три раза больше, чем годом ранее. Импорт сливочного масла увеличился в два с половиной раза, составив 10 тыс. т, или 40 млн долл. 

Ольга Соловьева

Полная версия материала

Возврат к списку