Севернее Кавказа

Сибирь в 2021 году обогнала по инфляции все округа страны

Инфляция в Сибири за 2021 год увеличилась на 4,4 п.п., составив в декабре 9,1%. Это самый быстрый темп повышения цен среди всех округов страны и второй результат по итогам декабря после Северного Кавказа. В последний месяц 2021 года инфляцию в Сибирском федеральном округе ускорил рост стоимости молока, мяса и сливочного масла. Эксперты связывают продовольственную инфляцию с удорожанием ГСМ и повышением ключевой ставки Банка России, а прогноз регулятора на 2022 год — снижение годовой инфляции в целом по стране до 4–4,5% — считают труднодостижимым.

Годовая инфляция в Сибирском федеральном округе (СФО), по данным Росстата, в декабре 2021 года составила 9,1%, ускорившись по сравнению с ноябрем на 0,27 п.п., а за год — на 4,4 п.п. Это максимальный темп среди всех округов России. В среднем по стране инфляция за 2021 год к декабрю увеличилась на 3,5 п.п. (до 8,4%), а по сравнению с ноябрем даже сократилась на 0,01 п.п. Декабрьский показатель СФО стал вторым среди федеральных округов, уступив только регионам Северного Кавказа, где он составил 9,75%, ускорившись за год на 3,7 п.п. Сразу два региона Сибири — Хакасия и Алтайский край — вошли в топ-5 с самой высокой в России инфляцией в декабре 2021 года. Там она составила соответственно 10,22% и 10,20%.

По данным Банка России, антирекорд Сибири в декабре связан в первую очередь с ускорением роста цен на молочные, мясные продукты и сливочное масло. Продовольственную инфляцию в СФО ускоряло (на 0,49 п.п. за месяц, до 10,8%) повышение производственно-логистических издержек. «Затраты выросли из-за увеличения стоимости кормов, оборудования и упаковки (на фоне роста мировых спроса и цен на используемое в их производстве сырье), из-за повышения стоимости моторного топлива»,— пояснили в ЦБ. Годовые темпы прироста цен на кондитерские изделия в Сибири, по данным экспертов, ускорились вследствие снижения предложения основного мирового поставщика сахара — Индия, по их данным, перераспределила сахарный тростник на выработку этанола.

При этом аналитики Банка России отмечают снижение цен на огурцы и замедление годового роста цен на томаты, но тут, по их данным, сказался эффект высокой сравнительной базы 2020 года. «Годом ранее цены на эти овощи заметно увеличились из-за ускоренного роста затрат тепличных хозяйств Сибири в связи с погодными условиями — аномально холодным декабрем. В декабре 2021 года погодные условия были более благоприятными, и рост затрат тепличных хозяйств замедлился в годовом выражении, что повлияло на динамику цен овощей закрытого грунта»,— пояснили эксперты. Годовой темп прироста цен на подсолнечное масло, по их наблюдению, уменьшился из-за более высокого, чем годом ранее, урожая подсол­нечника.

Годовой прирост цен на непродовольственные товары в СФО за месяц увеличился на 0,3 п.п. (до 9,97% в декабре). Так, например, телевизоры, по данным экспертов ЦБ, дорожали быстрее из-за перебоев в производстве и поставках импортных электронных компонентов, а одежда — из-за нарушения глобальных производственно-логистических цепочек и удорожания сырья. Повышение мирового спроса и цен на нефтепродукты повлияло на ускорение годового роста цен на бензин и дизельное топливо в округе, но его темпы сдерживал действующий в стране демпфирующий механизм, отметили в Банке России.

Замедлился в СФО в декабре только годовой прирост цен на услуги — на 0,07 п.п. к ноябрю (до 5,11%). Сказалось снижение спроса на зарубежный отдых — новогодние туры сибиряки забронировали еще в ноябре.

Больше, чем в других регионах Сибири, инфляция в декабре ускорилась в Новосибирской области, она составила 9,21% (+1,27 п.п. к ноябрю). «В регионе основной вклад в ускорение инфляции внесло увеличение годовых темпов прироста цен на молочную продукцию под воздействием повышения производственно-логистических издержек региональных предприятий. Однако их влияние на динамику цен в регионе было выше из-за большей доли этой продукции в потребительской корзине населения»,— пояснили в Банке России. Высокий уровень инфляции в Хакасии аналитики ЦБ объясняют значительными логистическими издержками в связи с транспортной удаленностью региона. В Томской области, наоборот, в декабре наблюдался наименьший уровень инфляции в округе (7,47%). Причины в Банке России видят в относительно слабой потребительской активности населения области.

Заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова отмечает, что далеко не по всем продуктам питания цены в Сибири выросли сильнее, чем в целом по России. По данным Росстата, в декабре 2021 года рост цен на охлажденную курицу в СФО составил 26% (к декабрю 2020 года), как и по России в целом. Говядина подорожала в стране на 15%, а в СФО только на 10%. Рост цен на свинину составил, соответственно, 16% и 11%. Ключевую роль в продовольственной инфляции, по мнению госпожи Петровой, сыграли не мясные и молочные продукты, а овощи «борщевого набора»: свекла, морковь, картофель, капуста белокочанная. 

«В целом рост цен в АПК связан с ростом цен на ГСМ (цены на бензин выросли на 10%, на дизельное топливо — на 14%), удобрения (в два раза) и увеличением ключевой ставки ЦБ (на 4,25 п.п. в течение года). Для многих сельхозпредприятий последнее стало критичным, так как кредиты стали еще менее доступными и дорогими»,— говорит Марина Петрова.

Несмотря на высокие темпы инфляции по итогам 2021 года, Банк России прогнозирует к концу 2022 года снижение годовой инфляции в целом по стране до 4–4,5%. 

«Учитывая, что ЦБ РФ планирует и дальше повышать ключевую ставку, вероятность дальнейшего роста цен существенна,— уверена госпожа Петрова.— Кроме того, продолжается рост цен на ГСМ, а впереди посевная. Также нужно учитывать и растущий курс доллара, который повлияет на себестоимость продукции из-за высокой импортной составляющей сельхозтехники, оборудования, ингредиентов и кормовых добавок». 

Эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин полагает, что замедление темпов инфляции во многом будет зависеть от восстановления баланса спроса и предложения на мировых рынках. «Также замедлению инфляции могло бы способствовать продолжение ужесточения денежно-кредитной политики государства, однако в условиях превышения спроса над предложением использования мер государственного регулирования может быть недостаточно для возвращения темпов инфляции к целевому уровню до конца текущего года»,— считает эксперт.

Дарья Решетникова

Полная версия материала


Возврат к списку