Крупнейшие молочные заводы пообещали поднять цены из-за роста затрат на производство, повышения себестоимости сырья и увеличения ставки ЦБ.
Новые прайс-листы от «Эйч энд Эн Трейд» (ранее «Данон»), «Вимм-Билль-Данна» и «Милкома» поступят в магазины уже 16 августа.
Так, компания «Эйч энд Эн Трейд» сообщила, что с 1 сентября часть ее продукции подорожает в среднем на 5%. У «Вимм-Билль-Данна» повышение составит чуть больше 7%. Самое серьезное подорожание анонсировало АО «Милком» (бренды «Село Зеленое», «Молочная речка» и другие). Цены прибавят от 5% до 15% — в зависимости от категории продукции, жирности и вида упаковки.
Ретейлеры обещают сдерживать подорожание, но предупреждают о возможном сокращении ассортимента.
Комментирует генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
«На рост себестоимости молочной продукции влияет целый спектр факторов. Прежде всего это стоимость самого молокосырья. Дело в том, что в прошлом году цены на сырое молоко снижались и в текущем году наступает коррекция. Рост присутствует, поэтому это тоже влияет на конечную продукцию. Кроме того, конечно же, на цену влияют рост ГСМ и логистические затраты, которые у нас наблюдаются по всей производственной цепочке молока: начиная от кормов, семян и заканчивая оборудованием, включая упаковочные решения, на которые тоже наблюдался рост в связи с санкционным давлением. Я подчеркиваю, что рост себестоимости в среднем на 5% — это относительно небольшой рост, и он абсолютно адекватен. Напоминаю, что на себестоимость также повлияла и ключевая ставка, которая сейчас составляет 18%. И, по прогнозу ЦБ, она будет в ближайшее время повышена до 20%. Все это влияет на стоимость денег, а значит, на себестоимость конечной продукции. Действительно, наблюдается рост спроса на молочные жиры в целом, включая сливочное масло, обезжиренный молочный жир. Это связано с тем, что наступила реабилитация молочных жиров. Если раньше считалось, что молочный жир негативно влияет на уровень холестерина, то пять лет назад было доказано обратное, и все это повлияло на спрос и в мире на молочные жиры, и в России в том числе. Мы наблюдаем уже шесть лет рост рынка сливочного масла, и данный тренд будет продолжен. Сегодня россияне потребляют порядка 4 килограммов на душу населения. При этом, если мы говорим о медицинских нормах, в Советском Союзе, например, медицинская норма составляла 7 килограммов на душу населения. У нас есть в этом смысле тоже потенциал для роста. Для того чтобы произвести килограмм сливочного масла, необходимо 20 литров молока, здесь сырьевая составляющая доминирует, и мы подчеркиваем рост спроса. Все это вместе нам дает, конечно же, рост цены. Безусловно, рост себестоимости происходит у всех производителей».
Хотя причины немного отличаются, рост себестоимости замечают и небольшие молочные производители. По словам сооснователя крестьянского хозяйства «Ястребовъ и братъ» Эдуарда Ястребова, даже у частных фермерских хозяйств есть объективные причины на повышение цен на собственную продукцию:
— Вы знаете, образно говоря, для крупных компаний внедрение «Честного знака» — это не очень глобальная потеря для финансов. А для нас как для микрофермеров сейчас с 1 сентября «Честный знак», очень примитивно говоря, это еще одна штатная единица и плюс расходы на принтер и все остальное, что будет. То есть я как бы понимаю мозгами, что «Честный знак» никак не влияет на качество нашей продукции, но он лишь влияет на то, что затраты наши будут больше*.
— Помимо «Честного знака», цены на корма, на оборудование, на все прочее, они в каком состоянии находятся?
— Ничто не падает, все растет планомерно и равномерно, мы пытаемся сдерживать цены на свою продукцию, но все равно действительность наступает на пятки. Не от нашей жадности мы вынуждены поднимать цены.
— Насколько сейчас вы поднимаете цены?
— Я думаю, что в сентябре-октябре процентов 10-15 — это как минимум. Глобально причины одинаковые — удорожание себестоимости. Одно дело, когда ты перерабатываешь в сутки 10-15 тонн молока или когда ты перерабатываешь в сутки 500 тысяч литров молока. То есть изначально себестоимость другая, и изначально мы находимся перед рынком в менее выгодном положении, потому что у нас себестоимость все равно дороже. Мы продаем сами, и наша продукция в виду своей высокой себестоимости весьма не подходит для перепродажи.
Business FM отправила запросы в компании, которые заявили о повышении цен.
* Позднее редакция получила следующий комментарий от «Честного знака»:
«Ни в одной из 17 товарных групп маркировка не отразилась на цене. Во всей молочной продукции влияние маркировки на себестоимость составило не более 1%, по данным НИФИ Минфина. Это ниже уровня инфляции в стране. Для фермеров были созданы программы поддержки: компенсация половины затрат на оборудование и готовые комплекты расходников. Также предусмотрены бесплатные сервисы для комфортного включения в систему: приложения «Маркировка. Просто», «Честный знак. Бизнес» и «ЭДО Лайт».